Стартап виза

Болгария представила новую стартап-визу.

Положение еще не вступило в силу, но ожидается, что это случится в ближайшее время. Когда закон вступит в силу, предпринимателям, желающим им воспользоваться, все равно придется ждать публикации подзаконовых актов, которые должны быть разработаны вновь созданным государственным органом.

На этой странице найдете информацию о том:

  • Что такое стартап виза;
  • Кто имеет право ее получить;
  • Каков путь к получению стартап визы;
  • Что известно о требованиях;
  • На что дает право стартап виза;
  • Возможен ли переход на другие статусы проживания.

Предприниматели, желающие получить новую визу, должны иметь свой проект, сертифицированный Государственным агентством научных исследований и инноваций Болгарии (далее»агенство»).

Само агентство является совершенно новым органом, созданным осенью 2020 года. Оно было создано для управления бюджетом государственной помощи в исследованиях и разработках, включая средства ЕС, выделенные Болгарии. Агентство научных исследований и инноваций будет нести ответственность за около 860 млн евро в 2021–2027 годах. Его возглавляет опытный государственный служащий, который также в прошлом работал руководителем отдела рекламы.

Подход агентства и критерии, которые оно будет использовать для оценки и сертификации проектов, пока публично неизвестны.

Основываясь на аналогичных визовых программах в других местах, они могут включать, например:

  • опыт и потенциал основателя;
  • потенциал проекта;
  • новизна технологии;
  • является ли технология зарегистрированной (или незарегистрированной) интеллектуальной собственности;
  • одобрения посевных / венчурных фондов или других.

Какими бы ни были критерии, именно Агентство научных исследований и инноваций выдает сертификат предлагаемым кандидатам, и именно этот документ называется «стартап визой».

Однажды во владении:

  • сертификата/визы агентства;
  • стандартная виза типа D (долгосрочное проживание);
  • не менее 50% акций зарегистрированной болгарской компании;

предприниматели могут получить ВНЖ Болгарии.

Из этого следует, что максимум 2 человека могут воспользоваться визой на проект (поскольку каждый должен владеть минимум 50% компании на момент регистрации). Однако может быть возможность увеличить количество людей за счет соответствующей структуризации.

Виза может со временем привести к ПМЖ Болгарии и, действительно, при условии прохождения языкового теста, к натурализации в качестве болгарина и, следовательно, гражданина ЕС. Владельцы временного проживания на основании визы не будут автоматически иметь право безвизового въезда в другие страны ЕС, но им будет гораздо проще получить многократную визу, чем в противном случае.

© New Balkans Law Office 2022

Работа болгарских юристов и юристов с двойной квалификацией в New Balkans Law Office регулируется соответствующей регистрационной коллегией. New Balkans Law Office — это торговая марка Legal Services EOOD, компании, зарегистрированной в соответствии с законодательством Болгарии, с регистрационным номером 202331677.

© New Balkans Law Office 2022

Startup visa

Bulgaria has introduced a startup visa.

The provision is not yet in force but is expected to be shortly. Once in force, entrepreneurs keen to make use of it will still need to await the publication of regulations to be developed by a newly-created government agency.

This page covers in more detail:

  • What the start-up visa is
  • Who is eligible
  • What is the pathway to acquiring one
  • What is known about the detailed requirements
  • What does it entitle a holder to
  • Switching into other residence categories

Entrepreneurs wishing to obtain the new visa must have their project certified by Bulgaria’s State Agency for Scientific Research and Innovation (SASRI).

SASRI is itself a brand-new body, created in autumn 2020. It was set up to manage a government R&D assistance budget, including EU funds allocated to Bulgaria. SASRI will be responsible for some €860 m in 2021-2027, and is headed by an experienced civil servant who is also a former advertising executive.

SASRI’s approach and the criteria SASRI will deploy to assess and certify projects are as yet unknown publicly.

Based on similar visa routes elsewhere, these may include, eg:

  • the experience and potential of the founder
  • the potential of the project
  • the novelty of the technology,
  • whether the technology is covered by appropriate registered (or unregistered) intellectual property,
  • endorsements by seed/VC funds or other.

Whatever the criteria, it is SASRI that would issue a certificate to proposed applicants and it is this document that is termed the “startup visa”.

Once in possession of:

  • the SASRI certificate/’visa’;
  • a standard Type D (long-term residence) visa, and
  • having incorporated a Bulgarian company in which the applicant(s) hold(s) at least 50% of shares,

entrepreneurs can obtain a temporary residence permit.

It follows that a maximum of up to 2 individuals can benefit from the visa per project (since each must hold a minimum of 50% of the company at the time of incorporation). There may however be the opportunity for the number of people to be enlarged through appropriate structuring.

The visa can lead in due course to Bulgarian permanent residence and indeed, subject to passing a language test, to naturalisation as a Bulgarian and therefore EU citizen. Holders of temporary residence on the basis of the visa would not automatically have the right to travel visa-free elsewhere in the EU, but they would find obtaining a multiple entry visa far more easily than they might otherwise.

© New Balkans Law Office 2021

The Bulgarian and dual-qualified lawyers of New Balkans Law Office are regulated by the respective Bar of their registration. New Balkans Law Office is a brand name of Legal Services EOOD, a company registered under Bulgarian law. Reg’d No. 202331677. Further details are available here.

© New Balkans Law Office 2021