Граждане Болгарии получают больше возможностей жить и работать в Швейцарии

25 января 2021

Гражданство через инвестиции, Гражданство и иммиграция, Для частных клиентов

Гражданам ЕС не требуются визы или разрешения на проживание и работу в Швейцарии. Соглашение о свободном передвижении лиц (Free Movement of Persons  / AFMP) 1999 г. между ЕС и Швейцарией гарантирует свободное передвижение «экономически активных лиц», таких как работающие и самозанятые лица, и «экономически неактивных лиц», таких как студенты, инвесторы, пенсионеры и т. д. 

После AFMP доступ на швейцарский рынок труда открывался поэтапно с использованием квот. Этот процесс завершен для Болгарии и Румынии с 1 июня 2019 г., за исключением граждан Хорватии.

Какие документы понадобятся гражданину ЕС перед тем, как он поселится, зависит от продолжительности проживания или работы:

Краткосрочное проживание и трудоустройство

В случае пребывания в Швейцарии до трех месяцев в календарном году гражданам ЕС не требуется вид на жительство или разрешение на работу. Если гражданин ЕС трудоустроен, швейцарский работодатель должен зарегистрировать трудоустройство. Сам гражданин ЕС должен зарегистрироваться в ЗАГСе кантонального миграционного управления в течение 14 дней с момента прибытия.

Граждане ЕС, не собирающиеся работать (посетители, пенсионеры, студенты, инвесторы), не нуждаются в разрешении или регистрации, если они находятся в Швейцарии на срок до 90 дней.

Если работа длится более трех месяцев, требуется разрешение на трудоустройство. Он предоставляется на кантональном уровне, но действует на всей территории Швейцарии. Грант требует:

  • Муниципальная прописка по месту жительства;
  • Подтверждение трудоустройства (например, трудовой договор или заявление о занятости);
  • Бухгалтерский учет (для самозанятых).

Долгосрочное проживание без трудоустройства

Требования к экономически неактивным людям:

В соответствии с AFMP «экономически неактивные люди» могут свободно въезжать и проживать в Швейцарии.

Экономически неактивные люди — это в широком смысле люди, желающие жить в Швейцарии, не имея там работы, или например частные предприниматели. Чтобы получить вид на жительство, они должны:

  • Продемонстрировать достаточные финансовые средства, чтобы обеспечить себя, дабы не стать бременем для швейцарской системы социального обеспечения. Их средства должны превышать право на социальное обеспечение по швейцарскому законодательству.
  • Быть застрахованными с медицинской точки зрения от всех рисков, включая несчастных случаев.

1) Инвесторы

Инвесторы относятся к категории экономически неактивных людей, поскольку целью их работы не является производство товаров или услуг. Следовательно, им может быть предоставлено разрешение на один год (тип L) или на пятилетний период (тип B), если требования будут выполнены.

2) Студенты / стажеры

Студенты должны предоставить подтверждение приема в признанное учебное заведение в Швейцарии. Вид на жительство может быть предоставлен на один год (L) с возможностью продления на время обучения (B).

3) Пенсионеры

Пенсионеры имеют право на пятилетний вид на жительство (тип B) при предъявлении действующего паспорта или удостоверения личности. Они должны зарегистрироваться в миграционной службе кантона, в котором они проживают. Разрешение может быть продлено при соблюдении условий.

Разрешение на поселение в ЕС / ЕАСТ типа C (проживающие иностранные граждане)

Разрешение на поселение типа C разрешает пребывание в Швейцарии на неопределенный срок. Граждане 17 стран ЕС (за исключением Болгарии, Мальты и Кипра) могут получить постоянный вид на жительство после пяти непрерывных лет проживания в Швейцарии. Граждане Болгарии, остальных восточноевропейских государств-членов ЕС, Мальты и Кипра получают это разрешение после непрерывного проживания в Швейцарии в течение 10 лет.

Заключение

Приобретение болгарского гражданства путем инвестиций, проживание в Болгарии в течение нескольких лет или наличие болгарского происхождения открывает двери для многих возможностей. Граждане Болгарии не только имеют право на полную свободу передвижения по Европейскому Союзу, но благодаря AFMP теперь они могут проживать, работать или просто выходить на пенсию без визы в стране с высокими стандартами, такой как Швейцария.

© New Balkans Law Office 2022

Работа болгарских юристов и юристов с двойной квалификацией в New Balkans Law Office регулируется соответствующей регистрационной коллегией. New Balkans Law Office — это торговая марка Legal Services EOOD, компании, зарегистрированной в соответствии с законодательством Болгарии, с регистрационным номером 202331677.

© New Balkans Law Office 2022

Bulgarians get more access to live and work in Switzerland

18th December 2020

Citizenship by Investment, For private clients, Citizenship and Immigration

EU citizens do not require visas or permits to live and work in Switzerland. The 1999 Agreement on the Free Movement of Persons (AFMP) between the EU and Switzerland secures the free movement of “economically active persons” such as employed and self-employed persons and of “economically inactive persons” such as students, investors, retirees etc.

After the AFMP, access to the Swiss labour market was opened in stages involving quotas. This process has now been completed for Bulgaria and Romania as of 1 June 2019, except for Croatian nationals.  

What documentation an EU citizen needs before they take up residence depends on the duration of the residence or employment:

Short-term residence and employment

In the case of a stay of up to three months per calendar year, citizens of the EU do not need a residence permit or work permit. Where an EU citizen is employed, the Swiss employer must register the employment. The EU national her- or himself must register with the Residents’ Registry Office at the cantonal migration office within 14 days of arrival

EU nationals not intending to be employed (visitors, retirees, students, investors) require no permit or registration, if staying in Switzerland for up to 90 days.

If employment is longer than three months, it requires a work permit. This is granted at cantonal level but valid for the whole of Switzerland.  Grant requires:

  • Municipal registration in the place of residence;
  • Proof of employment, (eg employment contract or a statement of engagement);
  • Accounting records (for the self-employed). 

Long-term residence not through employment

Requirements for economically inactive people:

Under the AFMP, ‘economically inactive people’ are free to enter and reside in Switzerland.

Economically inactive people are broadly persons wishing to live in Switzerland without being employed or self-employed there. To be granted a residence permit, they should:

  • Demonstrate sufficient financial means to support themselves so that they do not become a burden on the Swiss social security system. Their means must exceed the welfare entitlement under Swiss law from time to time.
  • Be medically insured against all risks including accidents.

1) Investors

Investors fall within the category of economically inactive people since their work aim is not production of goods or services. Therefore, they can be granted a permit either for one year (L type) or for a five year period (B Type) as long as the requirements are fulfilled.

2) Students/trainees

Students should also provide proof of admission to a recognised education or training institution in Switzerland. The residence permit can be granted for one year at a time (L) with the option of extension or for the duration of studies (B). 

3) Retirees

Retirees are entitled to a five-year residence permit (type B) on presenting a valid passport or identity card. They must register with the migration office of the canton in which they reside. The permit is renewable subject to the conditions being met.

C EU/EFTA settlement permit (Settled foreign nationals)

The C type settlement permit allows an indefinite stay in Switzerland. Citizens of  17 EU countries (excluding Bulgaria, Malta and Cyprus) may be issued a permanent residence permit after living in Switzerland for five continuous years. Citizens of Bulgaria, the remaining eastern European EU member states, Malta and Cyprus are issued this permit after living in Switzerland for 10 continuous years.

Conclusion

Acquiring Bulgarian citizenship, by investment, by residing in Bulgaria for a number of years or by being of Bulgarian ancestry, opens the door to many opportunities. Bulgarians are not only entitled to full freedom of movement within the European Union, but due to AFMP they can now reside, work or simply retire without a visa in a high- standard country such as Switzerland.

© New Balkans Law Office 2021

The Bulgarian and dual-qualified lawyers of New Balkans Law Office are regulated by the respective Bar of their registration. New Balkans Law Office is a brand name of Legal Services EOOD, a company registered under Bulgarian law. Reg’d No. 202331677. Further details are available here.

© New Balkans Law Office 2021