Ограничения на приобретение земли сельскохозяйственного назначения гражданами других стран

Болгарский закон о собственности и использовании сельскохозяйственных земель (от 1992 года с внесенными в 2014 году поправками) ограничивает приобретение земли сельскохозяйственного назначения для лиц определенных категорий, а именно - физических лиц и компаний - нерезидентов Европейского Союза.

В законе земля сельскохозяйственного назначения определяется как земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования, что, само по себе, является основанием для споров. Является данный участок сельскохозяйственным или нет определяет либо административно-правовой статус участка в акте территориального зонирования, либо настоящий владелец земли. Земли сельскохозяйственного назначения также не должны быть:

  • землями, отведенными под разработку в конкретном плане территориального зонирования;
  • землями, отведенными под лесопосадки;
  • неразработанными землями.

Подраздел 3 (4) открыто разрешает покупку и владение землей сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами и компаниями в соответствии с международными договорами, участником которых являются Болгария и соответствующее иностранное государство.

Подразделы (5) и (6), введенные в 2007 году на момент вступления Болгарии в ЕС, содержат явные оговорки для граждан Европейской экономической зоны (подраздел 4) и ее компаний (подраздел 5): для них разрешено приобретение земли сельскохозяйственного назначения.

Далее в 2014 году были внесены изменения в раздел 3, согласно которым был введен ряд ограничений на приобретение и владение землей. Ниже приведен список категорий лиц, попадающих под ограничения:

  • компании, чьими акционерами прямо или косвенно являются компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях (данная группа повсеместно подвергается ограничениям в болгарском законодательстве);
  • компании, чьими акционерами являются физические лица или компании, не соответствующие подразделам 3 (4), (5);
  • акционерные общества с акциями на предъявителя.

Из формулировки статьи 3 закона следует, что случаи, когда сельскохозяйственная земля принадлежит компании, которая принадлежит другой компании (будь она зарегистрирована в Болгарии или в другом государстве-члене ЕЭЗ) - то такая земля может законно принадлежать данной структуре до тех пор, пока его акционеры являются либо:

  • физическими лицами;
  • любой компанией, при условии, что это компания не зарегистрирована в одной из перечисленных низконалоговых юрисдикций.

Хотя подразделы 4-6 статьи 3 выглядят скорее как список категорий лиц, которым разрешено приобретать землю сельскохозяйственного назначения, не следует трактовать его односторонне: статья 3 в целом представляет собой смесь разрешительных и, в то же время, ограничительных положений.

В следующей поправке к закону (2014 год) вводится раздел 3C (в кириллице 3В). В подразделе 1 заявлено следующее разрешающее положение: физическим лицам, которые проживают на территории Болгарии в течение 5 или более лет, разрешается приобретать сельскохозяйственные земли, равно как и юридическим лицам, зарегистрированным в Болгарии в течение 5 и более лет.

На первый взгляд, секцию 3C (1) можно было бы рассматривать как введение дополнительного фильтра или требования. Однако, становится ясно, что данная интерпретация является неверной, если учесть, что данное положение не проводит различий между гражданами Болгарии и иностранными гражданами.

Если бы секция 3C (1) была ограничением, данное положение запретило бы болгарским гражданам, не проживающим на территории Болгарии в течение 5 или более лет,  приобретать землю точно так же,  как в случае с иностранцам (в том числе иностранным гражданам-членам Европейской экономической зоны, которые, в противном случае, разрешены). Такое ограничение было бы нарушением конституционного права болгарских граждан в виде наложения необоснованного требования проживания в стране в качестве условия на право владения определенными видами имущества, а так же нарушение обязательств Болгарии перед ЕС путем введения дискриминационного положения или положений, препятствующих свободе передвижения рабочей силы, капитала и  свободе размещения (которые, таким образом, защищены). Именно поэтому данное положение, которое позволяет группам нерезидентов приобретать землю, должно трактоваться как позитивное.

В заключение, исключая какую-либо помощь, которую нерезиденты могут извлечь из статьей международных договоров, следующие категории лиц ограничены в праве на покупку болгарской земли сельскохозяйственного назначения под OUALA 1992:

  • компании, чьими акционеры прямо или косвенно являются компании, зарегистрированные в в низконалоговых юрисдикциях (статья 3 (7), (1));
  • компании, зарегистрированные в Болгарии, чьи акционеры не являются гражданами стран, входящих в Европейскую экономическую зону, если только они не соответствуют оговорке по поводу тех, кто проживает в Болгарии в течение 5 и более лет в рассматриваемый период времени;
  • граждане, не входящие в ЕЭЗ (если только они не проживают в Болгарии в течение 5 и более лет);
  • компании, выпускающие акции на предъявителя.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы детально изучим ваш случай и предоставим индивидуальную юридическую консультацию.



Недавние работы:

На защите интересов компании Walt Disney

Компания Walt Disney - один из крупнейших медиа провайдеров индустрии развлечений на современном телевидении, чьи каналы транслируются по всему миру, в том числе на территории Болгарии. NBLO оказывала содействие лондонском офису Disney, в частности официальному представителю компании, в споре с болгарским агентом по продажам СМИ, который удержал значительную часть дохода от продаж, что являлось серьезным нарушением договора, который ранее был подписан обеими сторонами. Рассмотрение спора проходило в рамках Британского законодательства с вовлечением некоторых статей гражданско-процессуального кодекса Болгарии, касающихся корпоративных правоотношений, международного частного права, а так же закона о несостоятельности (банкротстве).

© New Balkans Law Office 2017

Restrictions on the acquisition of Bulgarian agricultural land by non-Bulgarian nationals

The Bulgarian Ownership and Use of Agricultural Land Act 1992 (the Act), amended most recently in 2014, restricts the acquisition and holding of property rights in ‘agricultural land’, a phrase which is defined in the Act, by certain categories of entities and persons, and specifically non-EEA individuals and companies.

The ownership of lesser rights in real estate is excluded from the Act’s scope.

Bulgarian agricultural land

The Act defines agricultural land as land which is not purposed for agricultural use (this of itself opens a potential scope for argument as to what determines whether certain land is agricultural is purely its administrative status for the purposes of the Land Zoning Act, or an objective measure like whether or not the land being capable of certain use or yet further, the land's purposing by its current owner) and which is not:

  • land set aside for development in a Detailed Zoning Plan, etc; or
  • afforested; or
  • not already developed in certain specified ways.

Subsection 3(4) of the Act expressly permits such agricultural land to be held by foreign nationals and companies pursuant to international treaties to which Bulgaria and the relevant foreign state are parties.

Subsections (5) and (6) of s 3, which was introduced in 2007, at the time of Bulgaria's accession to the EU, contain express reservations for EEA nationals (subs 4) and EEA companies (subs 5): these are expressly allowed to acquire property interests in agricultural land.

Section 3 was amended further in 2014, introducing a number of express restrictions on who can acquire and hold agricultural land. The following have since then been prohibited from acquiring or holding agricultural land:

  • companies whose shareholders are directly or indirectly companies registered in low tax jurisdictions (these are defined elsewhere in Bulgarian law);
  • companies whose shareholders are individuals, other than those in s 3(4) or 3(5), or companies, except those in s 3(4) or (5);
  • joint stock companies with bearer shares.

It follows from the wording of s 3 of the Act that where agricultural land is held by a company which is itself held by another company (whether registered in Bulgaria or another EEA member state), such land can be lawfully held by this structure as long as its shareholders are either:

  • individuals; 
  • any company, as long as that company is not registered in one of the listed low-tax jurisdictions.

While subsections 4 to 6 of s 3 appear to be a list of what is permitted, they should not be interpreted as a closed or exhaustive list: s 3 as a whole is a mixture of permissive and restrictive provisions.

A further amendment to the Act in 2014 introduced section 3C (3в in the Cyrillic alphabetical order). Subsection 1 of this sets out a further permissive provision: individuals who have resided in Bulgaria for 5 years or more are permitted to acquire agricultural land, as are legal persons established (in Bulgaria) for a period of 5 years or more.

While at first sight s 3C(1) could be taken as introducing a further filter, an additional requirement, that this is not the correct interpretation becomes clear given that the provision does not distinguish between Bulgarian nationals and foreign nationals.

If s 3C(1) were read as a restriction, the provision would have prohibited Bulgarian nationals who have not been resident in Bulgaria for 5 years or more from acquiring land as much as it would prohibit foreigners (including the EEA foreign nationals who are otherwise permitted). Such a restriction would be a violation of Bulgarian nationals’ constitutional right to property by imposing an unwarranted requirement of residence as a pre-condition to holding certain types of property and a violation of Bulgaria’s EU obligations by introducing a discriminatory provision and/or a provision impeding freedom of movement of labour, capital and of establishment (which are otherwise protected). Read as a provision that enables some otherwise restricted non-nationals to acquire land after a qualifying residence period, the provision makes good sense.

In conclusion, excluding any assistance that non-nationals may derive under international treaties, the following are restricted from holding Bulgarian agricultural land under OUALA 1992:

  • Companies whose shareholders are directly or indirectly companies registered in “low tax” jurisdictions (s 3(7)(1));
  • Bulgarian-registered companies whose direct shareholders are nationals of non-EEA countries, unless they meet the proviso of having resided in Bulgaria for 5 years at the material time;
  • Non-EEA nationals directly (unless they have resided in Bulgaria for more than 5 years);
  • Companies which have issued bearer shares.

For further information, please contact us. We will explore your individual case in detail and provide you with tailored legal advice.



Recent work:

€200,000 commercial dispute between Genzyme and a Bulgarian hospital supplier

NBLO acted for Genzyme NV (the European subsidiary of the US-based biotechnology firm Genzyme Corp. since acquired by Sanofi-Aventis S.A.) in a commercial dispute with a Bulgarian hospital supplier for €200,000.

© New Balkans Law Office 2017